Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
Помощь в трудной ситуации
8-800-2000-122 (круглосуточно)
Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!
В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:
Социальная помощь
Методы самопомощи в трудных жизненных ситуациях
Каждый человек в своей жизни так или иначе сталкивается с кризисными ситуациями. Они могут быть самыми разными, отличаться по масштабности и причинам, однако каждая из них остро переживается участниками. Под влиянием переживаний и стресса начинают страдать все сферы жизни, как ребенка, так и взрослого, ведь человеку требуется гораздо больше времени и энергии для того, чтобы заниматься самыми простыми делами, выполнять обязанности. Именно поэтому важно знать, как можно помочь самому себе выйти из состояния острого стресса, быстрее пережить кризисный момент и вернуться к обычной жизни. Для этой цели можно прибегать к следующим действиям:
- Отдайте предпочтение общению с людьми, рядом с которыми вы чувствуете себя безопасно и комфортно. В период, когда вы переживаете тяжелое для вас событие очень важно не давать окружающим усугублять ваше состояние ненужным вмешательством.
- Осознанно относитесь к тому, что вы читаете, смотрите, слушаете. По возможности стоит избегать того, что вызывает у вас грусть, чувство тревоги, страха, гнева, поскольку большое количество такого контента может усиливать и без того сильные переживания. Часто у человека нет возможности полностью изолировать себя от негативной информации, в таком случае стоит хотя бы чередовать ее с расслабляющей и приятной, соблюдать правила грамотного и безопасного потребления контента (например, не нагружать свою психику чем-то пугающим или грустным перед сном).
- В случае, если вы испытываете острый стресс, приступ тревоги, паники, яркие негативные переживания, попробуйте использовать простые релаксационные упражнения. Например:
- Техника "Заземление 5-4-3-2-1"
Сосредоточьтесь на настоящем моменте и попытайтесь найти вокруг себя и назвать (можно не вслух): 5 любых предметов, которые попадаются на глаза, 4 звука вокруг вас, 3 физических ощущения, которые вы испытываете сейчас (например, тепло солнца, дуновение ветра и так далее), 2 запаха, которые вы ощущаете или можете ощутить в данный момент, 1 вкус чего-либо (для этого можно что-то съесть).
Данная техника поможет отвлечься от тревожных мыслей и переживаний, даст сконцентрироваться на простых вещах, окружающих вас в настоящий момент.
- Мышечная релаксация
Начните с того, чтобы сосредоточиться на своем дыхании на несколько минут. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. После этого можно приступать к мышечным упражнениям, работая над различными группами мышц.
Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для другой руки. Если вы правша, начинать стоит с правой руки, если левша – левой.
Шея. Откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди.
Лицо. Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад.
Грудь. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.
Спина и живот. Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину.
Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни.
При возможности можно повторить эти действия в несколько циклов
- Дыхательные упражения
Существует много различных техник дыхательной релаксации, например:
Глубокое дыхание. Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Такое упражнение очень легко делать, а особо оно действенно, если вы не можете уснуть.
Дыхание “по квадрату”. Сделайте глубокий вдох за 4 секунды. Задержите дыхание на такое же количество времени. Выдыхайте в течение 4 секунд, вновь задержите дыхание на такое же время. Повторите 7-10 циклов дыхания.
Главные задачи социального педагога
Психологическая помощь
Зачем нужна школе психологическая служба?
Как помочь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации?
Рекомендации для родителей и педагогов
То, как ребенок преодолеет кризисное состояние, во многом зависит от окружающих его взрослых: педагогов, родителей или опекунов. Правильные и своевременные действия помогут ребенку быстрее преодолеть испытываемый стресс и переживания, найти в себе силы оставить трудную ситуацию позади. Что же можно предпринять, чтобы помочь ребенку справиться с кризисом.
- Будьте рядом с ребенком. Конечно, чем старше становится ребенок, тем меньше он демонстрирует потребность в поддержке и заботе от родителя. Однако, это не означает, что она ему не нужна. Ваша задача - быть рядом с ребенком, чтобы он чувствовал, что может в любой момент получить поддержку, а также чтобы он не ощущал одиночество.
- Не навязывайте ребенку собственные переживания. Если кризисная ситуация касается и вас ни в коем случае не идите к ребенку будучи эмоционально “заряженными”, не добавляйте ему новых забот, о которых он раньше мог и не знать. Не стоит проявлять жалость и пессимизм (которые иногда выражаются в словах “бедный”, “несчастный” и так далее). Важно дать ребенку ориентир на выход из негативных эмоций, а не их преумножение.
- Обсуждайте переживания детей, если видите запрос. Когда ваш ребенок намекает вам или напрямую заговаривает о том, что его волнует, не обесценивайте его переживания (даже если они вам не до конца понятны и кажутся незначительными). Часто ребенку просто нужно выговориться и получить поддержку. Ему будет очень приятно, что он и его волнения важны для вас.
- Помогите ребенку найти выход эмоциям приемлемыми способами: спорт, творчество, активные игры, прогулки, трудовая деятельность. Однако здесь важно понимать, что это должно быть не против воли ребенка. Если он не хочет заниматься каким-либо делом, попробуйте найти ему альтернативу.
- Помните, что ребенку, который испытывает стресс и тревогу, очень сложно расслабиться. Старайтесь лишний раз не напрягать его негативными новостями, не повышайте голос, по возможности следите за тем, чтобы у него было меньше причин бояться и расстраиваться. Для расслабления можно вместе с ребенком попробовать реализовать описанные выше рекомендации по самопомощи в сложных ситуациях.
- С пониманием относитесь к трудностям в общении, ухудшению успеваемости, возникновению медлительности, заторможенности в мышлениях и действиях ребенка, если это не выходит за грани нормы (в таком случае возможно необходимо обращение за помощью к врачам, психологу и т.д.). Любой человек в кризисной, стрессовой ситуации тратить много сил на то, чтобы ее пережить, она начинает отнимать ту энергию, которая раньше направлялась на другие дела. Ребенок может начать хуже учиться, стать невнимательным, забывчивым, немного замкнуться в себе. Оставлять без внимания это не стоит, но ни в коем случае нельзя его за это ругать. Лучше помогите ему научиться отвлекаться от стресса, помогите с непонятной темой или вопросом, поддержите.
Основные направления работы
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
2. Социально-педагогическая защита прав ребенка.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.
4. Социально-педагогическое консультирование.
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка.
7. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности).
8. Организационно-методическая деятельность.